МБУК "Объединение библиотек города Чебоксары"

Устав организации Муниципальное задание на 2018 Муниципальное задание на 2017 Муниципальное задание на 2016 Отчет о выполнении муниципального задания на 2017 г. Отчет о выполнении муниципального задания на 2016 г. Правила пользования библиотекой Модельный стандарт деятельности
общедоступной библиотеки
Прейскурант цен Услуги СМИ о нас План мероприятий Календарь знаменательных дат 2018 г. Календарь знаменательных дат 2019 г. Подписка Видеоархив
ЦГБ им. В. Маяковского История Награды Контакты
Рейтинг книг Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г. Июль 2018 г. Июнь 2018 г. Апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г. Июль 2017 г. Июнь 2017 г.

 

Мифы и легенды чувашского народа

 

Легенда о мироздании.

 

Суша или земля, по учению мудрецов, покоится посередине Мирового океана, а над нею, как огромная чаша, опрокинуто небо, где жили небеcные боги, солнце, луна и звезды. Выше небесного свода находится небесный океан, воды которого сливаются с водами земного океана и составляют единый Мировой океан. По нему плавает солнце, совершая свой путь вокруг Земли в двадцать четыре часа. Вечером солнце опускается через особые ворота на запад в подземный мир, а утром оно выплывает через другие ворота на востоке.

В древности, по представлениям чувашей, Вселенная состояла из трех частей: верхней (небесной сферы), средней (земной) и нижней (подземной и водной стихии). Каждая из них — это особый мир, где находились добрые и злые духи и существа. По мнению чувашей, небеса — это обиталище богов, добрых духов и небесных светил. Земля населена людьми, а также земными духами. Подземный мир, где царствовали мрак и холод, зло и смерть, представлялся воплощением первородного хаоса, вместилищем ада и обиталищем демонических духов.

В земной мир помещались космические опоры: мировая гора (Ама ту) и мировое дерево (Ама йывась), а также домашние и дикие животные: олень, бык, конь и так далее. Это было представление о добрых и злых силах и духах природы, о небесной, земной и подземной жизни. «Как благие, так и злые, суть существа, владеющие земными существами; они бессмертны, премудры, невидимы и непостижимы».

Легенда о Киремете

 

История с первородным сыном Всевышнего — Киремет — уходит своими корнями в чувашскую мифологию. По убеждению чувашей, они когда-то давно были народом сильным и славным, любимым богом. Нужда и горе не были им знакомы. Сам Верховный Бог (Сьулти Тура) покровительствовал чувашскому народу, осыпал его счастьем и довольствием.

Однако злые люди, обольщенные и подстрекаемые Шуйттаном, прогневали бога ужасным преступлением: они убили Киремет в то время, когда он разъезжал по земле в колеснице, запряженной белыми лошадьми. И люди, чтобы скрыть следы своего преступления, сожгли его тело и развеяли прах по ветру. Но свершилось великое чудо! Там, где пал прах сына божьего, выросли деревья Хурама (вяз), а с ними возродился злой и мстительный Киремет. Избирая местом жительства поля, овраги, леса, Киремет, лишенный небесного жительства, карает людей всякими невзгодами и бедствиями.

Богиня-Мать не могла остаться безучастной к смерти сына, поэтому она рассеяла людей по всей земле, смешала их языки и назначила каждому свой жребий.

Поэтому, в прошлом, в народе существовал обряд изгнания из жилища, дворов и деревень Шуйттана — существа, непримиримого и враждебного человеку.


 

Легенда о богатыре Чемене.

 

В давние времена жил среди людей богатырь -Чемень. Одетый в доспехи он объезжал чувашскую землю на белом коне и охранял ее границы от врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли и никто из врагов не отваживался меряться с ним силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго, а когда пришла пора умирать собрал всех чувашей и сказал:

Похороните меня вместе с моим конем и богатырскими доспехами. Если придут враги на нашу землю и я вам понадоблюсь придите на мою могилу и позовите меня, я приду вам на помощь.

Умер богатырь, похоронили его, как он и просил на высоком кургане, в доспехах и с конем, рядом положили богатырский меч и щит.

Прошло много времени, о богатыре слагали песни, рассказывали о нем сыновьям и внукам. Однажды весной у кургана, где был захоронен герой гуляла молодежь, вспомнили давнее предание о Чемене и решили разбудить богатыря. Пошли на курган и хором позвали:

-Чемень! Чемень!

Земля разломилась и выехал богатырь в доспехах и на белом коне. Молодежь испугалась, но богатырь их не тронул, объехал землю родную и вернулся в курган. А на народ чувашский напал страшный мор – дети и малые и постарше умирали один за другим. Поняли старейшины, что наказал народ чувашской богатырь, за то, что напрасно потревожили его. На кургане богатырском закололи быка и мор прекратился. С тех пор чуваши каждый год Чеменю приносят в жертву быка.

 

Легенды об Улыпе (Улпе).

1. Далеко за морями, на юге, гласит легенда, спустился с высокой горы Арамази великан Улп. Он был послан на землю отцом — громовержцем Аслади поведать людям правду и бороться со злом. Улп увидел пасущиеся в долине стада, принадлежавшие маленьким людям — скотоводам. Позабыв наказ отца  Улп, одолеваемый завистью, захватил себе все стада, взял в жены самую красивую женщину, людей разогнал. Жена   родила ему двух сыновей-близнецов, которые выросли также громадного роста и обладали необыкновенной силой. Они пасли с отцом стада, а между делом   развлекались   охотой:   стрелами   поражали  лю­бого зверя за семь верст.  Но в день Калыма неожи­данно скончалась у них мать. Похоронив ее, отец проклял землю, укрывшую жену, а сам пошел на гору Арамази  искать  себе в жены другую женщину. Прошло три дня, а Улп все не возвращался. Встревоженные сыновья пошли искать отца и нашли его на вершине го­ры прикованным к скале цепями. Увидев сыновей, отец сказал: «Меня приковали к скале навечно за невыполнение заветов отца — Аслади. А вы, дети мои, никогда  не делайте людям  вреда,  а отсюда  переселитесь. Улп указал им путь на север — поселиться младшему между реками, старшему — на правом берегу одной из них. «Это будет родиной вашего племени. Пусть ваши потомки почитают ее во веки веков и посеют на ней добрые семена». Сыновья пошли со своими стадами на север, не раз отбиваясь от нападений горных жителей. Через три дня  они добрались до впадения большой реки в море, которую назвали Атал  (Волга), а потом пошли вдоль реки, много раз отбивались от нападений степных и лесных жителей. Через семь лет сыновья Улпа дошли, наконец, до слияния двух больших рек. Здесь они остановились и в среду (древний праздничный день чувашей), зарезав утку, сотворили молитву. Младший брат поселился в междуречье, а старший — на правом берегу реки Суры. Начали распахивать землю, сеяли яровые хлеба и озимую рожь.

 

2. Близ горы Арамази жил богатырь Улп и содержал несметное количество скота, говорится во второй легенде. Но однажды начались невиданной мощи грозы, дождь полил как из кадки, лавинами неслись воды с гор и затопили луга в долинах. Три дня и три ночи спасал свои стада Улп, однако не справился. На по­мощь пришел богатырь-кузнец Азамат: он за неделю построил величественный железный мост, сверкающий семью цветами. Мост протянулся от горы Арамази до широкой долины Волги. Улп с матерью перегнал по этому мосту весь свой скот и поселился здесь. И мост исчез. Лишь его изображение появляется летом во время дождя. Чуваши называют его мостом Азамата. В варианте этой легенды мост был перекинут Азаматом от Кавказских гор до Сурских возвышенностей.

Легенда о заселении чувашами Поволжья

Чуваши в древности жили в теплой стране на морском побережье, говорится в одном из легендарных преданий. Со временем их подчинил один царь. Он ежегодно отбирал себе самых красивых чувашских девушек в жены. Жен у него было очень много, но от них детей не было. Однажды царь заявил: «Как только одна из жен-чувашек родит мне сына, то всем чувашам дам волю и свободу». Через год жена-чувашка родила сыновей-близнецов. Чуваши получили свободу. Их старейшины посовещались и решили: «Этот царь пока дал нам свободу, но он вскоре может отобрать ее. Пока свободны, переселимся в другое место». Старейшины родов повели их на новые земли. Но они заблудились и очутились в голой пустыне. Люди изголодались, ослабли. В это время чуваши заметили, что вместе с ними, особенно не приближаясь к ним и не отдаляясь, идет волк. Чуваши решили: пусть волк станет нашим племенным вождем, и мы пойдем за ним. Так они шли за ним светлых дней, 77 ночей, отдыхая там, где останавливался волк. На 77 день они вышли на берег большой реки. И волк исчез. Чуваши стали жить на этой большой реке. Уместно заметить, что волк как путеводитель и покровитель племени или народа выступает в мифологии почти всех тюркских и монгольских народов.

 

Легенда о происхождении чуваш

 

В незапамятные времена, гласит легенда, в городе Саре у некоего царя росла красавица-дочь Хунтеслу. Отец никому не показывал ее. Но ее посещал сын Солнца и она забеременела Отец, рассердившись, укрыл ее в золотой лодке, которую пустил в море. Лодка сияла от лучей Солнца. И ее заметили два богатыря – Болгар и Сувар. Стали делить находку. Болгар говорит: «Мне лодку», Сувар: «Мне – что в лодке». Как привели лодку к берегу, богатыри увидели в ней красавицу девушку-царевну. Сувар женился на этой девушке. Она родила ему много-много детей. От рода Сувара и пошел чувашский народ. Такой сюжет встречается и в фольклоре башкир, казахов; он проник и в татарскую письменную традицию.

 

Девушка на луне.

Жила в давние времена на земле злая колдунья. И была у нее падчерица – тихая , работящая, писанная красавица.

Но колдунья ее не любила, постоянно ругала и изводила непосильной работой, а та все такая же красавица и умница. Заговорит – словно жаворонок запоет, улыбнется – будто ясным солнышком все вокруг осветит. Все красавицу любили, а ведьма только злилась и решила ее погубить.

Однажды, в глухую полночь колдунья велела девушке пойти на речку и принести свежей воды. Красавица взяла ведра с коромыслом и отправилась за водой. Ночь была ясной, морозной. С неба светила полная луна. Девушка набрала в проруби воды, а когда собралась домой, увидела, что со всех сторон окружена страшными ведьмами, готовыми растерзать ее. Красавица в отчаянье стала озираться, но вокруг - ни души, только одна луна с неба светит. К ней обратилась девушка с мольбой о помощи. Луна засияла сильней и ярче и на своих лучах подняла ее с ведрами и коромыслом к себе.

С тех пор в ясные ночи на полной луне можно разглядеть девушку с коромыслом на плечах.

 

Легенда о происхождении названия реки Волги

 

Жил в давние времена легендарный, храбрейший вождь (патша) чувашей Адыл Батыр (чуваш. Атăл Паттăр). Верой и правдой защищал он свою землю от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил врагов. В него враги пускали сотни стрел, которые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит Адыла, и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в его сердце. В честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга).

 

Источники:

1. Чуваши / [автор проекта, сост.-ред. А. И. Кузьмин]. - Чебоксары : ГУП "ИПК "Чувашия", 2008. - 472 с. : ил. - (Культурное наследие народов России). - Библиогр.: с. 463-465. - ISBN 978-5-86765-377-4 : 250-00,120-00,80-00.

2. Димитриев, В. Д. Чувашские исторические предания. Ч. 1 : О жизни и борьбе народа с древних времен до середины ХVI века / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1983. - 109 с. - 0-40.

Три солнца


    Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде.
    Они гуляли по Земле и не надо было им думать о теплой одежде.
    По всей Земле росли сказочные деревья,которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить "теплую жизнь":
    "Очень жарко, дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить." - капризничали они.
    Белобородые старики остерегали этих людей: "Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий". Но не послушались капризные люди и, позвав
    меткого охотника приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: "Старики запрещают убивать солнце". Но люди пригрозили убивать самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и прицелившись пустил длинную стрелу. Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. "Убей и второе солнце", - приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.
    Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья померзли и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом -пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старика за советом.
    Старики ответили:" Не послушав нас вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскрестить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет.
    Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям,может после этого оно вернётся к нам.".
    "Мы готовы выполнить любые Ваши советы,лиш бы солнце к нам вернулось", - взмолились люди.
    Согласились старики помочь людям и дали такой совет:
    "Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок и они просят прощения, возмет и приплывет к нам по ближе...".

Источник : http://ru.chuvash.org


 





Уважаемые чебоксарцы!

В библиотеках нашего города открыты Центры духовной поддержки детей и их родителей «МЫ ВМЕСТЕ». Здесь вы можете получить духовную и библиотерапевтическую помощь служителей церкви и библиотекарей.

Узнать больше +





















 
Главная | Электронный каталог ЦГБ | Электронный каталог ЦГДБ | Контакты