МБУК "Объединение библиотек города Чебоксары"

Устав организации Муниципальное задание на 2018 Муниципальное задание на 2017 Муниципальное задание на 2016 Отчет о выполнении муниципального задания на 2017 г. Отчет о выполнении муниципального задания на 2016 г. Правила пользования библиотекой Модельный стандарт деятельности
общедоступной библиотеки
Прейскурант цен Услуги СМИ о нас План мероприятий Календарь знаменательных дат 2018 г. Календарь знаменательных дат 2019 г. Подписка Видеоархив
ЦГБ им. В. Маяковского История Награды Контакты
Рейтинг книг Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г. Июль 2018 г. Июнь 2018 г. Апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г. Январь 2018 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 г. Июль 2017 г. Июнь 2017 г.

 

Боги и герои чувашских мифов.

Древние чуваши были язычниками и поклонялись многочисленным божествам, олицетворяющим окружающий мир и чтили культ предков. Основой мироздания чуваши считали мировую гору (Ама ту) и мировое дерево (Ама йывась). Чуваши свято верили, что все предметы окружающей природы оду­хотворены, имеют души или служат их обиталищем. Одни из этих духов благоприятны человеку, другие ему враждебны.

Властелином человеческих душ считался бог, дающий душу младен­цам. По мнению чувашей, каждый младенец при рождении вдыхает свою душу, подаренную Всевышним.

Верховный бог чувашей бог Ту(о)ра — покровитель чувашского народа. Это Всевышний Бог (Сьулти Тура), по писанию кото­рого происходят все земные и неземные дела, определяются человеческие судьбы.

Вера в языческого бога Тура уходит в глубокую древность. Тура — сверхъе­стественное существо с человеческим обликом и наделенное неземной силой. Он - добрый и справедливый дух — олицетворял небо и считался властителем и повелителем мира надзвездного.

От доброго начала Тура произошли различные божества — пок­ровители мира земного и духовного начал. Это Сьут ёнче Тура — бог зем­ного мира, податель тепла и света, который сотворил весь окружающий нас мир, отделил свет от тьмы. Он сделал природу таковой, как мы ее сей­час видим и воспринимаем. До него царствовали хаос и мрак.

Чуваши обожествляли и небесные светила — солнце, луну и звезды. Это Хёвел Тура — бог-солнце, Хёвел амашё, Хёвел ывалёсем — его жена и дети, а также Уйах Тура — бог-луна; Уйах амашё, Уйах ывалёсем — его жена и дети. Звезды (чув. сьлтарсем) считались путеводными светилами. По положению звезд и планет люди определяли не только стороны света (Шурампусь салтарё — Венера), Тимёр тюпе сьалтарё, то есть Железный Кол — Полярная звезда, но и время начала и окончания сельскохозяйст­венных работ. Чуваши издавна пользовались лунно-солнечным кален­дарем.

В качестве божьего посредника в общении с духами у чувашей выступали юмзи (шаманы или колдуны), способные путем различных ритуальных действий передать божье послание человеку.

Бог зла - Шуйттан (дьявол)— пра­витель нижнего подземного царства и темных карающих сил, враждебных че­ловеку.

Предки чувашей особо почитали Всевышнюю богиню-роженицу — Сьулти Тура Амаше. Она олицетворя­ла начало человеческого рода и пользовалась особой благосклонностью и верой. К ней часто обращались за помощью и за успокоением души. Как и в земной жизни, по мнению чувашей, небесная богиня-мать окружала себя различными божествами- Тура таврашё (бог и все его окружение).

Женой бога Тура является – Киреметь, это злая и сварливая богиня, которая обманывает и мучит богов и людей. Она является матерью первородного сына Всевышнего — Киремет - это злое божество. Избирая местом жительства поля, овраги, леса, Кире­мет, лишенный небесного жительства, карает людей всякими невзгодами и бедствиями, за то, что когда-то был убит ими.

Дух Киремета олитцетворяют священные вязы Хурама. Киремет пользовался особым почитанием, поскольку считался самым грозным, злым и коварным божеством. Благодаря лишь Чукам — жерт­воприношениям, по мнению чувашей, можно умилостивить разгневанно­го отрока. В больших деревнях были Большие Киремети для пуб­личного жертвоприношения.

В пантеоне языческих богов были и божества, которых древние чуваши опасались.

Эсрель (араб. Азраил — ангел смерти) — злобный дух, готовый мгно­венно поразить человека и домашний скот. В жертву Эсрели приносили купленного без торга черного барана, живым разрубленного на три части и оставленного в лесу или овраге.

Хёрт-сурт —домовой дух, который представлялся в виде старухи, пря­дущей по вечерам пряжу — «нить жизни». Если оборвется пряжа, то на­ступит человеку смерть. Хёрт-сурт обитает в доме и в банях, обычно под печкой. Он злой, но безвреден, благодействует любому делу, но, однако, может и беспокоить, имея привычку душить людей во сне, и навести порчу на домашний скот. Доволен, если бросят ему что-либо из остатков домаш­них жертвоприношений — кусочек хлеба или блина.

Арçури – леший, дух хозяина леса. Он может принимать черты как животного так и человека. Чаще всего его представляли в образе человека огромных размеров - ростом с дерево, голова большая. Позднее его представляли человеком - оборотенем, скорее потешным, чем страшным, довольно миролюбивым и очень любопытным. От него зависела удача на охоте, благополучие в жизни.

Вĕре çĕлен – призрачный огненный многоголовый змей или дракон – злой дух. Если кто-то долго и неизлечимо болел, говорили, что он одержим эти злым духом - «ăна вĕре çĕлен ернĕ». Ночной демон, хвост змея как длинный кнут, может обернуться и зверем и человеком. Но если человек узнает его и называет его имя- Вĕре çĕлен лишается силы и исчезает.

Чуваши преклонялись перед языческими богами и молились, чтобы человеческая сила не была потрачена понапрасну в борьбе со стихией. Человек обожествлял окружающую природу, сделал ее частью своей жиз­ни и просил защиты и блага для своего рода. Поэтому природные явления также получили свое место в богатом пантеоне чувашских языческих богов. Они обожествлялись и наделялись силой, способной решать судьбы людей. Это Аслати — бог грома и молнии.

Источники:

1. Салмин, Антон, К. Система верований чувашей . - Чебоксары : Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. - 206 с. - Библиогр.: с. 198-204. - ISBN 5-87677-024-8 : 40-00,60-00.

2. http://www.nasledie21.ru/nasledie/obychai/obrjady/.

 

Герои чувашских мифов

Улып (чуваш. Улăп) — исполин, богатырь, фольклорный персонаж. Восходит к общетюркскому герою Алп (Алып). По чувашским народным преданиям и сказкам, Улып имеет мать, прекрасно владеет луком. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы (чуваш. Улăп тăпри).

Улып также считается первопредком чувашей, выполняющим в их мировоззрениях роль покровителя и защитника народа. Они наделили его неимоверным ростом и необычайной силой.

Адыл Батыр (чуваш. Атăл Паттăр) — легендарный, храбрейший вождь (патша) чувашей, защищавший их от врагов.

Чемень – богатырь – защитник чувашской земли. Слава богатырских подвигов Чеменя была так велика, что и после смерти героя память о них очень долго жила. 

Азамат – кузнец-богатырь.

Источники:

1. Салмин, Антон, К. Система верований чувашей . - Чебоксары : Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. - 206 с. - Библиогр.: с. 198-204. - ISBN 5-87677-024-8 : 40-00,60-00.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Улып

 



Уважаемые чебоксарцы!

В библиотеках нашего города открыты Центры духовной поддержки детей и их родителей «МЫ ВМЕСТЕ». Здесь вы можете получить духовную и библиотерапевтическую помощь служителей церкви и библиотекарей.

Узнать больше +





















 
Главная | Электронный каталог ЦГБ | Электронный каталог ЦГДБ | Контакты